Раньше людей в Индии разделяли на брахманов - жрецов, философов, наставников и ученых, кшатриев – воинов и правителей, вайшьев – торговцев, земледельцев и скотоводов. А к четвертой, самой низшей касте – шудр - принадлежали рабочие и cлуги. Правда, были еще и "изгои общества". Даже случайное прикосновение к такому человеку считалось осквернением себя. Отсюда родилось и название для этих "нечистых", с точки зрения индуизма, людей – неприкасаемые.
В предельно широком смысле слова — замкнутые группы (кланы) людей, обособившиеся вследствие выполнения специфических социальных функций, наследственных занятий, профессий, уровня состоятельности, культурных традиций и прочее. Например, — офицерские касты (внутри воинских подразделений обособлены от солдат), члены политических партий (обособлены от членов конкурирующих политических партий), религиозные, а также не интегрированные национальные меньшинства (обособлены в силу приверженности к другой культуре), касты футбольных болельщиков (обособлены от болельщиков других клубов), больные проказой (обособлены от здоровых людей по причине заболевания).
По мнению некоторых экспертов кастой можно считать союз племён и расу.[источник не указан 180 дней] Известны торговые, жреческие, религиозные, корпоративные и другие касты.
Феномен кастового общества в той или иной степени наблюдается повсеместно, но, как правило, термин «касты» ошибочно применяется в первую очередь к существующему на Индийском субконтиненте древнейшему подразделению живых существ на варны. Такое смешение термина «касты» и термина «варны» неправильно, так как варн существует всего четыре, а каст (джати), даже внутри каждой варны, может быть множество.
Иерархия каст в средневековой Индии: высшие — жреческие и военно-земледельческие касты — составляли класс крупных и средних феодалов; ниже — торгово-ростовщические касты; далее землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев — полноправных общинников; ещё ниже — огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой — бесправные и наиболее угнетённые касты неприкасаемых.
Против кастовой дискриминации боролся индийский лидер М. К. Ганди, что отражено в религиозно-философской и социально-политической доктрине гандизма. С ещё более радикальными уравнительными идеями выступал Амбедкар, который резко критиковал Ганди за умеренность в кастовом вопросе.
Варны
Основная статья: Варны
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
В период раннего средневековья варны, хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.
Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.
Исследователи из Института человеческой генетики Университета Юта взяли пробы крови у представителей различных каст и сравнили их с генетической базой данных африканцев, европейцев и азиатов. Сравнительный генетический анализ по материнской и отцовской линиям, произведенный по пяти наследственным признакам, позволил обоснованно утверждать, что люди высших каст явно ближе к европейцам, а низших — к азиатам. Среди низших каст в основном представлены те народы Индии, которые населяли её до вторжения арийцев — носители дравидийских языков, языков мунда, андаманских языков. Генетическое смешение между кастами связано с тем, что сексуальное насилие в отношении низших каст, а также использование проституток из низших каст не считались нарушениями кастовой чистоты.
Устойчивость каст
На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269—232 до н. э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.
Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества. ио
Природа каст
Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе. В древнейшие времена смысл каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты), так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.
Касты в современной Индии
Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.
Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.
Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе. Во многих фирмах и копрорациях продвижение по службе связано, в первую очередь, с индивидуальными способностями, а не с социальным происхождением.
Сохранение кастовой системы в других религиях Индии
Социальная инерция привела к тому, что расслоение на касты существует у индийских христиан и мусульман, хотя и является аномалией с точки зрения Библии и Корана. Христианские и мусульманские касты имеют ряд отличий от классической индийской системы, в них даже имеется некоторая социальная мобильность, то есть возможность перейти из одной касты в другую. В буддизме касты не существуют (поэтому индийские «неприкасаемые» особенно охотно обращаются в буддизм), однако пережитком индийских традиций можно считать то, что в буддийском обществе имеет большое значение социальная идентификация собеседника. Кроме того, хотя сами буддисты не признают каст, однако носители других религий Индии зачастую легко могут определить, из какой касты происходит их собеседник-буддист, и соответственно к нему относиться. Индийское законодательство предусматривает ряд социальных гарантий для «ущемлённых каст» среди сикхов, мусульман и буддистов, однако не предусматривает таких гарантий для христиан — представителей тех же каст.